English
About Us
Isadora Duncan Museum
Isadora Duncan Festival
ADDRESS
Links
О нас
Музей Айседоры Дункан
В.В.Васильева ШАГ ВПРАВО, ШАГ ВЛЕВО
О.Труль. Музыкальное движение в истории Петришуле
О.Труль. Чистое искусство Айседоры Дункан
А.Панов, О.Труль. Экспертиза
А.Панов. Покоцанная память
А.Панов. Гармонический канон
А.Панов. Метафизика эволюции
А.Панов. Фестивали Дункан
Биография Стефаниды Рудневой
Биография Айседоры Дункан
Фестиваль Айседоры Дункан
Подсказки
Новости
Гостевая
Контактная информация

Труль Ольга
Музыкальное движение в истории Петришуле
(к 300-летию школы ?222)


[Опубликовано в журнале «История Петербурга» ?1 (59)/2011. – Спб: Издательство «Полторак».]

В 1907 году Петришуле закончили четыре ученицы: Камилла и Ильза Тревер, Катя Цинзерлинг, Наташа Энман. После школы они продолжили образование, поступив на Высшие женские (Бестужевские) курсы. На курсах девушки познакомились со своими сверстницами Стефанидой Рудневой, Юлией Тихомировой и Наташей Педьковой. Девушки учились на разных факультетах, но интерес к античному искусству и увлечение свободным танцем Айседоры Дункан, сплотило их в группу единомышленниц. В 1914 году они объединяются в пластическую студию «Гептахор» (в переводе с греческого гепта – семь, по числу участниц коллектива, хорос - пляска). Название коллективу дает профессор Санкт-Петербургского университета, выдающийся филолог-эллинист Фаддей Францевич Зелинский (1859-1944), читавший на Бестужевских курсах лекции по истории античного искусства. Его лекции и личность повлияли на мировоззрение девушек, заложили основы будущей жизни коллектива, основанной на античной идее дружбы и ее роли в жизни и общении людей. А искусство Айседоры Дункан и ее новаторские идеи, которые олицетворяли античный идеал гармонического развития человека и его самовыражения в искусстве движения (пластики, отсюда, еще одно определение ее танца, как пластический) доступного человеку любого возраста и способностей, сподвигло их на самостоятельную творческую деятельность. Культуролог и историк отечественной урбанистики Николай Павлович Анциферов в своих мемуарах «Из дум о былом» писал: «Увлеченные Айседорой Дункан, они в танцах оживляли известные античные статуи. [...] Гептахор жил общей жизнью. Это была маленькая коммуна амазонок науки и искусства». Спустя годы Студия «Гептахор» станет ярким явлением отечественной культуры.

В начале 20 века после гастролей знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан в России многие юные жительницы Петербурга, Москвы и других городов стали увлекаться «свободным движением», «свободными танцами в духе Дункан». «Гептахорки» не стали подражать танцам Дункан, которая и сама не любила таких подражательниц. «Они пошли по наиболее трудному пути, попытались открыть тайну искусства Айседоры, удивительного слияния музыки и движения в высокий художественный образ. Им удалось это сделать». Опираясь на ее идеи, они разработали свой метод, названный музыкальным движением. Музыкальное движение - метод, выходящий за рамки узкой задачи обучения танцу - метод целостного музыкально-эстетического воспитания личности, метод художественно-творческой работы.

В 1914 году «Гептахор» по просьбе Айседоры Дункан помогает в поисках одаренных русских детей для ее парижской школы. В декабре того же года у них появляются первые ученицы и с этого момента творчество и педагогика в Музыкальном движении неразделимы.

Ни Первая мировая война, ни Октябрьская революция не остановили творческой деятельности «Гептахора». К 1923 году «Гептахор» превратился в «солидное, довольно известное в Петрограде учреждение» - «частную студию музыкального движения на самоснабжении при отделе профобразования». «Имя этой студии уже мелькало на афишах, у нее была своя публика, печатались рецензии в газетах и журналах…» Д.Д.Шостакович подарил «Гептахору» автограф своей «Песни о встречном», послужившей материалом для одной из танцевальных постановок, снабдив его дарственной надписью: «Студии «Гептахор» на память о первой совместной работе». В 1927 году коллектив «Гептахор» стал Государственной Студией музыкального движения. К 1930 году занятиями музыкальным движением охвачено свыше трех тысяч человек: дошкольников, школьников, пионервожатых, педагогов дошкольных и школьных. С 1919 по 1923 годы занятия музыкальным движением велись и в советской школе ?222. Систематически проводились семинары в домах пионеров, клубах, театре рабочей молодежи, институте физической культуры им.Лесгафта. Также велась работа в Ленинградской области, Киеве, Самаре, Орле. В 1934 году Студия «Гептахор» была закрыта без объяснения причин. Сегодня мы знаем, что и Студию «Гептахор», и многие другие студии «свободного» пластического танца, которые следовали идеям А.Дункан, закрыли по идеологическим причинам. А.Дункан была американкой, её искусство было признано «буржуазным», «западным», а «преклонение перед западом» стало осуждаться властями и всё «не наше» подверглось уничтожению.

Но, метод музыкального движения, созданный «Гептахором», выжил. Было разрешено использовать метод в дошкольном и школьном воспитании сначала в Московской области, потом в Москве. Музыкальное движение получило всеобщее признание. Проводились всесоюзные семинары для педагогов, выпускались методические пособия, сборники упражнений. Метод до сих пор не имеет аналогов по теоретической глубине и практической эффективности, является одной из вершин отечественной педагогики.

Судьба «гептахорок», выпускниц Петришуле сложилась по-разному. Педагогическая и творческая деятельность студийцев совмещалась с работой в разных областях. Наталия Александровна Энман (1889–1961) работала сначала в Коммунистическом университете, потом в доме-квартире С.М.Кирова заведующей фондами музея. Была талантливым художником, сохранились ее рисунки танца Айседоры Дункан, а также движений и упражнений коллектива «Гептахор». Рисунки напечатаны в книге С.Рудневой «Воспоминания счастливого человека» Стефанида Дмитриевна Руднева и студия музыкального движения "Гептахор" издательства Главархива Москвы, вышедшей в 2007 году. Фрагмент её рисунка, сделанного в 1917 году, набросок движений коллектива на тему композиции «Фантазия», украшает обложку этого уникального издания. Книга была признана «Лучшей книгой России 2007 года» в номинации «Диалог со временем».

Екатерина Владимировна Цинзерлинг (1888-1979) работала геологом. Стала видным специалистом в области кристаллографии, доктором геолого-минералогических наук. Ильза Васильевна Тревер (1890-1955) была сотрудницей Русского музея. Камилла Васильевна Тревер (1889-1974) работала археологом. Стала одним из виднейших научных сотрудников Эрмитажа, членом-корреспондентом АН СССР, коллегой, соратником и другом академика и директора Эрмитажа с 1934 по 1951 годы И.А.Орбели (поклонника «Гептахора»).

«История метода музыкального движения вобрала в себя судьбы многих талантливых людей, их эстетический опыт, творческие открытия, подвижнический труд. В разработке метода в разные годы принимали участие известные музыканты, художники, ученые – одна из уникальных особенностей всей истории развития музыкального движения». Например, Георгий Александрович Дюперрон (1877-1934), пропагандист и теоретик физкультурного и спортивного движения, секретарь Национального олимпийского комитета России в предреволюционные годы, профессор Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, признанный ныне одним из основоположников российского футбола, также выпускник Петришуле. Их вклад в историю танцевального искусства стал частью культурного и педагогического наследия нашей страны.

Сегодня в школе ?222 «Петришуле» проходят занятия по музыкальному движению. Дело, начатое в начале 20 века выпускницами Петришуле, продолжает жить.

Труль О.В.,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
художественный руководитель коллектива пластического танца «Классика-Модерн»
и группы музыкального движения школы ?222 Петришуле

http://ecodance.chat.ru

http://idvm.narod.ru/texts/265.htm

http://idvm.chat.ru
http://troul.chat.ru/center.htm

 Copyright © duncanduncancenter@e1.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3